Технологічна карта уроку хімії

Технологічна карта уроку дозволяє вчителю:
- побачити навчальний матеріал цілісно і системно і спроектувати навчальний процес освоєння теми з урахуванням мети курсу математики;
- повністю відобразити послідовність всіх здійснюваних дій і операцій, при більш ретельному плануванні всіх етапів уроку, що призводять до наміченого результату;
- коригувати, варіювати і синхронізувати дії всіх суб'єктів педагогічної діяльності;
- узгоджувати дії вчителя і учня;
- організувати самостійну діяльність школярів у процесі навчання.

Технологічна карта уроку дозволить вчителю:
- реалізувати плановані результати ФГОС;
- сформувати в учнів УУД в процесі вивчення теми, розділу, навчального курсу;
- спроектувати свою діяльність на чверть (триместр), півріччя, рік;
- спроектувати послідовність роботи з освоєння теми від мети до кінцевого результату;
- виконати діагностику досягнень планованих результатів учнями на кожному етапі освоєння теми;
- співставити результат з метою навчання;
- забезпечити підвищення якості освіти.

Підвищення якості освіти відбувається за рахунок того, що:
· навчальний процес освоєння теми, розділу, курсу проектується від мети до результату;
· організується поетапна самостійна навчальна, інтелектуально-пізнавальна і рефлексивна діяльність учнів;
· забезпечуються умови для застосування ЗУН в практичній діяльності.
Вивчаючи формулювання Стандарту II покоління, я усвідомила важливість і необхідність в умінні планувати і будувати урок так, щоб усвідомлено здійснювати формування результатів навчання, досягнення трьох груп запланованих освітніх результатів: особистісних, метапредметных і предметних, сформульованих у вигляді ЗУН, а у вигляді формованих способів діяльності. А проаналізувавши (відкриті джерела мережі Інтернет) досить велика кількість технологічних карт уроку, розроблених вчителями-предметниками (Е.В.Якушина «Готуємося до уроку в умовах нових ФГОС»; Е.В.Якушина «Підготовка до уроку відповідно до вимог ФГОС»; И.М.Логвинова, Г.Л.Копотева «Конструювання технологічної карти уроку відповідно до вимог ФГОС»; А.П.Ерославцева, Е.А.Баяринова «Технологічна карта уроку математики у 5 класі по темі «Площа прямокутника. Одиниці площі»; «Технологічна карта уроку математики, 5 клас, вчитель Т.И.Козак»; Л.А.Мишукова «Технологічна карта уроку»), прийшла до висновку, що уніфікованої форми подібної карти в даний час не існує. На основі безлічі Технологічних карт уроку я змогла підібрати для своєї роботи дану структуру, на мій погляд, вдало реалізує цілі формування у студентів універсальних навчальних дій. Залежно від типу уроку з ФГОС кількість етапів конструювання уроку можна міняти.


Структура технологической карты.
1-й этап. “Самоопределение к деятельности. Организационный момент”.Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.
2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”.Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
3-й этап. “Постановка учебной задачи”. Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
4-й этап. “Построение проекта выхода из затруднения”. Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).
5-й этап. “Первичное закрепление”. Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
6-й этап. “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”.Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
7-й этап. “Рефлексия деятельности (итог урока)”. Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.


Технологічна карта уроку
Навчальний предмет_____________________________
Тема уроку_____________________________________
Мета уроку ____________________________________
Тип уроку _____________________________________
Завдання уроку_________________________________
Школа ________________________________________
Учитель_______________________________________
Дата__________________________________________
Клас__________________________________________

Етап уроку та завдання етапу
Спостереження та аналіз
1
Організаційний момент та мотивація навчальної діяльності.

Підготувати учнів до роботи на уроці в цілому і на кожному конкретному етапі уроку
2
Перевірка домашнього завдання

Встановити правильність і усвідомленість виконання учнями домашнього завдання,
ліквідувати визначені недоліки в засвоєнні знань, в оволодінні вміннями інтелектуального і практичного характеру
3
Всебічна перевірка ступеня засвоєння змісту навчального матеріалу.

Перевірити знання певної кількості учнів, виявити причини і недоліки у знаннях і вміннях; стимулювати окремих учнів та весь клас до оволодіння раціональними прийомами учіння та самоосвіти
4
Підготовка учнів до активного й усвідомленого засвоєння навчального матеріалу

Організувати і спрямувати навчально пізнавальну діяльність учнів до досягнення основної мети (мотивація, актуалізація раніше засвоєних знань та вмінь, їх об'єктивізація), Активізація навчально  - пізнавальної діяльності учнів
5
Засвоєння  нового матеріалу


Дати учням конкретне уявлення про елементи предметно-наукових (терміни, поняття, правила, закони, теорії, факти тощо) і допоміжних (філософські, методологічні, історико-наукові, міжнаукові, міжпредметні) знань,
Виробити відповідні уміння інтелектуального і практичного характеру, Закріпити в системі, спеціально організованої діяльності інтелектуального і практичного характеру ті знання і вміння, які необхідні для самостійної роботи над новим матеріалом
6
Перевірка розуміння і корекція засвоєння учнями нового матеріалу.

Перевірити  елементи знань, що засвоюються, структурно функціональні  зв`язки і логічні стосунки між ними; надати індивідуальну допомогу учням, що її потребують.
7
Підведення підсумків уроку

Узагальнити засвоєні знання у вигляді певної цілісності. Оцінити рівень засвоєння знань і способів діяльності всього класу та окремих учнів
8
Домашнє завдання.

Повідомити учням зміст д/з, пояснити методику його виконання. Звернути увагу учнів на важливі помилки, способи їх усунення, норми часу для виконання домашнього завдання

Технологічна карта аналізу уроку


Мета:          вивчення рівня самоосвітньої компетентності учнів та вчителя.
Тема:         _____________________________________________________________________
Тип уроку: _____________________________________________________________________
Інструкція: оцініть урок за кожним критерієм, вибрав при цьому тільки один варіант оціночною судження: «відсутній», «нечітко виявлений», «чітко виявлений» та відмітьте знаком «+»


Критерії оцінювання
Ступінь виявлення критеріїв
1
Наявність оптимального плану, виділення в ньому завдань щодо формування самоосвітньої компетентності



2
Характер реалізації цілепокладання на уроці:
— учитель самостійно ставить завдання уроку;
— учні ставлять завдання уроку;
— цілепокладання в процесі співтворчості вчителя та учня



3
Забезпечення мотиваційного компонента уроку:
— постановка проблемних питань;
— створення емоційного настрою під час вивчення теми;
— використання інформації інтегрованого характеру (вірші, історичні довідки, елементи медіа- та інтернет-технологій, практичне значення в побуті та різних галузях);
— інші методи (які?)



4
Реалізація проектувально-діяльнісного компонента уроку



4.1
Наявність методичного інструментарію щодо формування самоосвітньої компетентності учнів



4.2
Сформованість навчально-організаційних умінь учнів на уроці:
— учні вміють працювати за алгоритмом;
— учні самостійно складають алгоритм;
— учні вміють працювати в колективі



4.3
Сформованість навчально-інформаційних умінь:
— учні вміють працювати з підручником;
— учні вміють складати план;
— учні вміють конспектувати;
— учні вміють користуватися бібліотекою



4.4
Сформованість навчально-комунікативних умінь учнів на уроці:
— володіння монологічною мовою;
— володіння діалогічною мовою;
— уміння керувати увагою



4.5
Сформованість навчально-інтелектуальних умінь учнів:
аналіз; синтез; порівняння; визначення понять; класифікація; узагальнення; вставлення причиново-наслідкових зв'язків; уміння доводити; уміння відповідати на запитання; учні мають розвинуту уяву, фантазію



4.6
Створення ситуацій вільного вибору завдань



4.7
Види творчих завдань на уроці



5
Виконання психогігієнічних вимог до уроку



6
Реалізація рефлексивно-оціночного компонента уроку:
  • володіння учнями умінням самоконтролю, самооцінки;
— використання методів взаємоконтролю;
  • участь учнів у виправленні помилок;
— використання різних видів контролю (яких?)



7
Оптимальність, ступінь диференціації домашнього завдання



8
Якість самоаналізу педагогічної діяльності






Технологическая карта урока химии

8 класс


Тема урока :Учебный предмет химия
(Химия – наука о веществах , их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования , учебник «Химия-8» под ред.О.С.Габриеляна §1)

Ведущая идея урока : Мотивация учащихся к познанию окружающего мира .

Главная дидактическая цель урока: Определение предмета изучения  химии.

Цели по содержанию :

Образовательные Дать первоначальные понятия о веществе, химическом элементе, о простых и сложных веществах..
Развивающие Развить интеллектуальные умения и навыки, диалектическое мышление, память.
Воспитательные Формировать положительное отношение к учению, показать роль знаний в развитии личности, воспитании характера, преодоление трудностей.
Главная учебная проблема урока: Выявить взаимосвязь состава, строения и свойств вещества.

Интеграционные связи :межпредметные ( природоведение-        физика – строение вещества , понятия «молекула», «атом»

Средства обучения-учебник Химия -8 под ред.О.С.Габриеляна,, коллекция предметов из стекла, литература для внеклассного чтения по химии, иллюстрация «Алхимик»

Эпиграф к уроку: П р и р о д а   о к р у ж а е т    н а с    з а г а  д к а м и , и  
п о п ы т к а    и х    р е ш е н и я    п р и н а д л е ж и т     к     в е л и ч а й ш и м
р а д о с т я м     ж и з н и.
                                                                                             У.Рамзай

Структура урока

Экспозиция

Дидактическая задача: знакомство с классом, с кабинетом химии, правилами поведения в кабинете химии.
Деятельность педагога
  1. Знакомство с классом. Ученикам объясняется, что за каждым из них до конца триместра закрепляется рабочее место, за которое они отвечают во время занятий; менять рабочее место можно только с разрешения учителя.
  2. Знакомство с кабинетом химии: кем создан кабинет, кто преподает и занимается в нем, как учащиеся могут поддерживать его помещение и оборудование в порядке.
  3. Организация занятий: наличие необходимых учебных принадлежностей - тетради для записей, практических и проверочных работ, ручки, карандаши простые и цветные, линейка, ластик.
Деятельность учащихся: Восприятие требований учителя , осознание правил поведении в кабинете.
Метод: репродуктивный
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная работа
Завязка
Дидактическая задача: создание проблемной ситуации и формулирование учебной проблемы. Целеполагание.
Деятельность педагога: Создание  стимуляционно-мотивирующей ситуации через систему вопросов  , работу с  информационными карточками., рассказ учителя.
Вопросы к классу:
  1. Что такое природа?
  2. Что изучают  науки  ботаника, зоология, география, физика?
  3. Что изучает химия?
  4. Может ли ответить на вопрос «Что изучает химия?» этимология слова?
Карточка
Этимология слова «ХИМИЯ»

Кеме (Египет.)- «черная « (земля)
Кеме (Египет.) – черная наука
Хюма(древнегреч.)-«литье» металлов
Ким ( древнекитайск.)-«золото»

Деятельность учащихся: отвечают на вопросы

Деятельность педагога:   рассказ о древнейшем прообразе химии - алхимии

Древнейший прообраз химии –алхимия. Многие алхимики в течение более тысячи лет  с поразительным упорством  пытались получить  золото или серебро из неблагородных металлов  с помощью «философского камня» . С незапамятных времен процесс превращения  руды или простой «земли» в блестящий ковкий металл был настолько впечатляющим, что казался чудом .Древние папирусы рассказывают, как в египетских храмах в тайне , под присмотром жрецов ,мастера выплавляли драгоценное золото  и серебро, добывали медь, свинец, олово, ртуть и железо.
Джофери Чосер – в ХIV веке паж английской королевы так описывал работу алхимика:
Мы тигель калим день и ночь, реторту,
А том, глядишь , наш сплав опять ни к черту.
И вот опять до света кальцинируй,
Подсвечивай, цеди и дистиллируй,
Сквозь глину , мел, а то и сквозь белок,
Сквозь соль, буру, поташ, золу, песок,
Сквозь реальгар, вощеную холстину
И с волосами смешанную глину,
Сквозь разный уголь, воск, сухой навоз;
Подмешивай селитру, купорос,
Сурьму и сурик, серу и мышьяк
Иль винный камень, бурый железняк,
Иль сплавы всякие, каогуляты
Которые металлами богаты.
Как будто дело и к концу подходит,
Смесь закипит, забулькает, забродит-
Тогда мешай, болтай и цементируй.
…………………………………………
Ну, дьявол с ним ! Еще хочу сказать,
Что философский камень добывать
Стремимся все, а этот эликсир
Помог бы нам перевернуть весь мир,
Но дело в том. что сколько мы ни бьемся
(иной раз кажется, что надорвемся)
А эликсира в колбах нет следа.

Иллюстрация  Алхимик
Деятельность педагога: демонстрация занимательных опытов.( действие кислоты и щелочи на индикаторные бумаги, взаимодействие хлорида железа (III) с роданидом калия, взаимодействие карбоната натрия с уксусной кислотой, взаимодействие соляной кислоты с аммиаком ( дым без огня)
Реактивы  и оборудование:  растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида железа (III), роданида калия, карбоната натрия, универсальная индикаторная бумага, фенолфталеиновая бумага, штатив с пробирками
Постановка проблемы : Химия – волшебство, фокусы  или наука?
Побуждение к постановке учебной цели .

Деятельность учащихся: осознание проблемной ситуации . участие в постановке цели урока : определить предмет изучения химии
Метод: Проблемный
Форма организации деятельности :фронтальная
Показатель результата решения задачи: эмоциональное состояние школьников, активность в постановке цели.

Основное действие

Дидактическая задача :организация поиска решения
Деятельность педагога : знакомство учащихся с учебными пособиями
“Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, – 
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится,
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется”.
                                         Н.Рыленков
Побуждение учащихся к использованию в решении  проблемы с учебник химии
.     Называет авторов учебника и выходные данные книги;
Знакомит со структурой учебника -  оглавлением,  названием основных глав, наличием инструкций для проведения лабораторных опытов и практических работ;
Вопрос:
С каким словом мы чаще всего встречаемся при чтении оглавления?
Получая ответы, учитель постепенно подводит учащихся к понятию вещество. Из предыдущих курсов учащиеся знают, что вещество - это то, из чего состоят все тела. Здесь уместно пояснить, что вещество - это материальное образование, состоящее из определенных частиц, имеющих собственную массу, или массу покоя. Тело - это материальное образование из вещества (веществ), имеющее геометрические размеры, занимающее ограниченную область пространства вместе с ее границами.
Беседа  в процессе  демонстрации  коллекции изделий из стекла, алюминия.
Вопросы:
  1. Что общего у всех предметов из стекла?
  2. Что общего у всех предметов из  алюминия?
Какой можно сделать вывод?
Вывод: Вещество – это, из чего состоит физическое тело
Вопрос: Чем отличаются два вещества — стекло и алюминий?
Задание: Провести исследовательскую  работу и определить свойства     веществ по плану.  Данные  внести в таблицу.
Лабораторная работа: Физические свойства вещества.
Таблица
 Свойства веществ
Свойства веществ
 Исследуемое вещество
 1
Агрегатное состояние вещества

 2
Цвет

 3
Блеск

 4
Запах

 5
Твердость ( рис.3 Шкала твердости Мооса)

 6
Проявляет ли пластичность, хрупкость, эластичность

 7
Растворимость в воде


Вопросы для обсуждения:

1.     Анализ стихотворения:

Из атомов мир создавала Природа.
Два атома легких взяла водорода.
Прибавила атом один кислорода.
И получилась частица воды,
Море воды, океаны и льды…
Стал кислород чуть не всюду начинкой.
С кремнием он обернулся песчинкой.

 
2.     В чем причина различия свойств стекла и алюминия?

Деятельность учащихся:,  формулируют вывод о том , что свойства вещества зависят от частиц, из которых оно состоит. Вещество состоят из молекул, а те, в свою очередь, из атомов.
Метод: объяснительно-иллюстративный, проблемный
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная,  работа в парах

Деятельность учителя

Демонстрация  шаро-стрежневых моделей простых и сложных веществ.
Вопросы:1.Чем отличаются модели друг от друга?
                2.Как  можно их назвать?
                3.Какое определение можно дать простым веществам?
                4.Какое определение можно дать сложным веществам?

Деятельность учащихся: дают формулировки определений простых и сложных веществ.

Метод: объяснительно-иллюстративный, эвристический

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная

Показатель результата решения задачи :активность  и самостоятельность учащихся в формулировании определений.

Развязка
Дидактическая задача: решение учебной проблемы и формулирование вводов.

Деятельность  педагога: организует деятельность учащихся по воспроизведению и применению полученных знаний

Деятельность учащихся: отвечают на проблемный вопрос. Формулируют вводы
1.Химия – это наука
2.Предмет изучения химии- вещество.
3.Вещества состоят из мельчайших частиц: атомов и молекул
4.Молекула простого вещества состоит из одинаковых атомов
5.Молекула сложного вещества состоит из разных атомов.
6.Химия изучает свойства веществ
7.Свойства вещества зависят от его состава и строения.
8.Химия изучает превращения вещества.

Метод:эвристический
Форма организации познавательной деятельности : фронтальная
Показатель результатов решения задачи: решение проблемы и активность школьников в формулировании  вводов по теме.

Рефлексия собственной деятельности
Дидактическая задача: мобилизация учащихся на рефлексию
Деятельность  педагога  1.Организация работы учащихс по формулированию общего выводаХИМИЯ – это наука о веществах, их свойствах и превращениях.
2.Побуждение учащихся к анализу эпиграфа.
3.Предложение домашнего задания. §1. Минисочинение « Химия в быту»


Технологічна карта аналізу уроку
Мета: вивчення рівня самоосвітньої компетентності учнів та вчителя.
Тема: _____________________________________________________________________________
Тип уроку:_________________________________________________________________________

Інструкція: оцініть урок за кожним критерієм, вибрав при цьому тільки один варіант оціночного судження: «відсутній», «нечітко виявлений», «чітко виявлений» та відмітьте знаком «+».

Критерії оцінювання
Ступінь виявлення критеріїв
1
Наявність оптимального плану, виділення в ньому завдань щодо формування самоосвітньої компетентності



2
Характер реалізації цілепокладання на уроці:
— учитель самостійно ставить завдання уроку;
— учні ставлять завдання уроку;
— цілепокладання в процесі співтворчості вчителя та учня



3
Забезпечення мотиваційного компонента уроку:
— постановка проблемних питань;
— створення емоційного настрою під час вивчення теми;
— використання інформації інтегрованого характеру (вірші, історичні довідки, елементи медіа- та інтернет-технологій, практичне значення
     в побуті та різних галузях);
— інші методи (які?)



4
Реалізація проектувально-діяльнісного компонента уроку



4.1
Наявність методичного інструментарію щодо формування самоосвітньої компетентності учнів



4.2
Сформованість навчально-організаційних умінь учнів на уроці:
— учні вміють працювати за алгоритмом;
— учні самостійно складають алгоритм;
— учні вміють працювати в колективі



4.3
Сформованість навчально-інформаційних умінь:
— учні вміють працювати з підручником;
— учні вміють складати план;
— учні вміють конспектувати;
— учні вміють користуватися бібліотекою



4.4
Сформованість навчально-комунікативних умінь учнів на уроці:
— володіння монологічною мовою;
— володіння діалогічною мовою;
— уміння керувати увагою



4.5
Сформованість навчально-інтелектуальних умінь учнів:
аналіз; синтез; порівняння; визначення понять; класифікація; узагальнення; вставлення причиново-наслідкових зв'язків;
уміння доводити; уміння відповідати на запитання;
учні мають розвинуту уяву, фантазію



4.6
Створення ситуацій вільного вибору завдань



4.7
Види творчих завдань на уроці



5
Виконання психогігієнічних вимог до уроку



6
Реалізація рефлексивно-оціночного компонента уроку:
— володіння учнями умінням самоконтролю, самооцінки;
— використання методів взаємоконтролю;
— участь учнів у виправленні помилок;
— використання різних видів контролю (яких?)



7
Оптимальність, ступінь диференціації домашнього завдання



8
Якість самоаналізу педагогічної діяльності




Немає коментарів:

Дописати коментар